Одна из главных идей нового законопроекта, направленного на коммерциализацию космической деятельности и подготовленного в Совете Федерации, заключается в том, что частники смогут использовать для работы в космосе инфраструктуру, созданную за счет государства.
© BFM.RU
Освоение космического пространства, в том числе бизнесом, невозможно без запусков. А частных космодромов в России нет. Хотя попытки построить были. Точнее, одна попытка, которая закончилась ничем. Три года назад в России закрылась компания «Космокурс», которая собиралась построить первый частный космодром. Реализации проекта, как рассказывал гендиректор «Космокурса», помешала бюрократия.
Олег Мансуров генеральный директор Success Rockets «В России сейчас растет сегмент частной космонавтики, сюда зашли и крупные финансово-промышленные группы, такие как группа «Газпром», но также есть и небольшие игроки, такие как SR Space, «МТ-Лаб». Конечно, для развития этих компаний очень важно выстроить государственно-частное партнерство как по космическим аппаратам, так и по ракетам-носителям. В частности, это касается использования полигонов, космодромов, испытательной инфраструктуры. Мы сейчас видим рост запросов на данные, получаемые из космоса. Государственно-частное партнерство может быть в направлении ракет-носителей. Сейчас у «Роскосмоса» есть крупные ракеты среднего и тяжелого класса, но для большинства малых космических аппаратов необходимы сверхлегкие и легкие ракеты. Здесь как раз частный бизнес может быть поставщиком пусковых услуг для государства».
Пока в России таких ракет нет. Есть проект создания сверхлегкой ракеты-носителя «Сибирь», который пока находится на самой ранней стадии.
Поможет ли законопроект о ГЧП в космосе развитию частной космонавтики? Скорее всего, да. Но всех проблем он, конечно, не решит. Главная проблема в том, что государственные заказчики запусков — а их подавляющее большинство — к частным исполнителям не пойдут. А пойдут как раз к «Роскосмосу», отмечает популяризатор космонавтики, автор канала «Открытый космос Зеленого кота» Виталий Егоров:
Виталий Егоров популяризатор космонавтики, автор канала «Открытый космос Зеленого кота» «Например, в США есть закон, запрещающий государству заказывать что-то у государства, если аналогичную продукцию производит частная компания. В России фактически работает обратный закон: если что-то подобное производит госпредприятие, заказ подобного где-то на стороне практически приравнивается к госизмене. В России частники развиваются только в тех отраслях, которыми не занимается «Роскосмос». Например, у нас есть успешный пример частной космонавтики в России, это компания «Спутникс». Они как раз занимались наноспутниками, микроспутниками — то, что «Роскосмосу» никогда не было интересно делать, потому что там слишком мало денег. Компания нашла свою нишу и последовательно, довольно успешно в сравнении с другими компаниями развивается».
Законопроект о ГЧП в космосе — один из серии законодательных инициатив, направленных на коммерциализацию космической деятельности в России. Так, в конце марта также в первом чтении был принят законопроект о размещении рекламы на космической технике и объектах космической инфраструктуры. Который, правда, был воспринят в отрасли без особого энтузиазма.
Источник: rambler.ru